Институт Иудаики
 

ИУДАИЗМ В США И ЕВРЕЙСКАЯ ИММИГРАЦИЯ
(конец ХIХ – начало ХХ века)



Григорий Баканурский /Одесса/

Иудаизм в США второй половины ХIХ века характеризуется интенсивными изменениями, связанными с возникновением реформированного направления. Эта деноминация была теснейшим образом связана с германо-еврейской иммиграцией, принявшей массовый характер в 40– 70-х гг. ХIХ столетия. В этот период основное количество еврейского населения составляли выходцы из Германии и западной Польши. Численность евреев увеличилась на двести тысяч и достигла четверти миллиона.
В социальном отношении основная масса иммигрантов состояла из ремесленников и мелких торговцев, которые искали в иммиграции выход из экономических трудностей. Развитие капитализма в США, особенно бурное после войны за независимость 1775– 1783 гг., в основном, разрешало экономические трудности иммигрантов; уже тогда Америка была страной с достаточно высокой заработной платой для тех, кто находил свою нишу в системе экономических отношений.
Период германо-еврейской иммиграции в США характеризуется усилением урбанизации еврейского населения, начавшейся еще в ХVII столетии. Концентрация евреев в больших городах была обусловлена характером их профессиональной занятости: они, в основном, занимались ремеслом, мелкой торговлей и промышленным трудом как наемные рабочие. Небольшая часть евреев находилась в крупной оптовой торговле и средней промышленности в качестве собственников. Торговля, ремесло, индустриальный труд, а также предпринимательство, связанное, прежде всего, с обслуживанием потребительских нужд (пищевая и обрабатывающая промышленность, швейное производство, кино- и музыкальная антреприза и т.п.), — все это предопределяло значительную концентрацию еврейского населения в городах с большим количеством жителей. Среди социальных предпосылок культурно-конфессиональных изменений еврейской жизни в США урбанизация сыграла одну из главных ролей.
Германо-еврейская иммиграция, принеся с собой идеи реформы, сложившиеся в Германии в первой половине ХIХ века, нашла для них в Америке благоприятную почву. Жизнь в этой стране требовала приспособления ортодоксального иудаизма к новым условиям. Этот процесс был облегчен тем, что противники реформы в Америке были намного слабее, чем в Германии. Нужно отметить также отсутствие сколько-нибудь существенного влияния общинных связей на жизнь американских евреев, а также разобщенность иудейских ортодоксальных конгрегаций, не имевших единого руководства в масштабе страны.
Иммиграция 40–70-х гг. ХIХ века сопровождалась значительным увеличением количества религиозных объединений. Если в 1850 г. в США имелось 77 иудейских конгрегаций, то к концу этого иммиграционного периода их насчитывалось уже 277. Количество религиозных объединений возросло, в основном, за счет организации новых реформированных конгрегаций иммигрантами и теми ортодоксами, которые перешли на позиции реформы. Первая реформированная конгрегация «Хар Синай» была создана в 1842 г. в Балтиморе, затем подобные конгрегации возникают в Нью-Йорке, Чикаго и других местах еврейской концентрации. Период 40– 70-х гг. ХIХ века знаменуется значительным упадком старых ортодоксальных еврейских организаций, количество которых резко уменьшилось; в 1881 г. из 200 наиболее значительных конгрегаций в США ортодоксальных было не более 12.
С 1881– 82 гг. происходит дальнейшее увеличение притока европейских евреев в США. Основная масса еврейских иммигрантов прибывала из стран Восточной Европы, выходцы из которой постепенно составили большинство еврейского населения США.
Размеры еврейской иммиграции в США за период 1881– 1920 гг. составили 2.097.850 человек, распределившихся по таким периодам:
1881– 1900 гг. — 675.000;
1901– 1914 гг. — 1.346.400;
1915– 1920 гг. — 76.450.
Все въехавшие в США распределились следующим образом: из Рос-сии — 1.250.000 чел.; из Австро-Венгрии — 250.000 чел.; из Румынии — 75.000 чел.; из других стран — 125.000.
Из приведенных данных видно, что еврейской иммиграции в США в период 1881– 1920-х гг., в структуре этой иммиграции выходцы из стран Восточной Европы составляли абсолютное большинство. Среди последних преобладали евреи царской России, на долю которых приходилось 73,5% всей еврейской иммиграции 1881– 1908 гг. Такое же, примерно, соотношение русско-еврейской иммиграции ко всему количеству иммигрантов оставалось характерным и после 1908 г.
Таким образом, для характеристики американского иудаизма рассматриваемого периода необходимо, прежде всего, иметь в виду социально-экономические особенности, а также состояние религиозной жизни, которые были свойственны евреям царской России.
В 1880 г. из 3.980.000 евреев России только 150 тысяч проживали в центральных губерниях. Один миллион еврейского населения находился в царстве Польском, а 2.830.000 человек населяли западные и южные губернии, вошедшие в черту «постоянной еврейской оседлости». Абсолютное большинство еврейского населения России было сконцентрировано в небольших городках (штетлах) и местечках, проживая там компактными массами, составлявшими еврейские общины (кагалы). В черте оседлости евреям запрещалось выселяться за пределы мест своего постоянного проживания, за исключением еврейских земледельческих колоний, существовавших до 1882 г. Практически последние не имели почти никакого значения в жизни русского еврейства вследствие их крайней малочисленности. По данным обследования во второй половине ХIХ века в России имелось всего 301 земледельческое еврейское поселение с 68.959 жителями и 100.107 десятинами земли [1].
Насильственное закрепление евреев в черте оседлости и запрещение заниматься земледельческим трудом не только в пределах этой черты, но даже на мало заселенных в то время просторах Сибири, где также не разрешалось поселение евреев с «целью хлебопашества», — все это вынуждало их заниматься преимущественно городскими видами деятельности.
К. Каутский в своей книге «Еврейство и раса» приводит следующие данные профессионального распределения евреев черты оседлости по итогам русской переписи населения 1897 г.: из общего количества евреев черты оседлости в 1.428.735 человек, занятых самостоятельным трудом, в промышленности было задействовано 518.075, изготовлением одежды занималось 235.993, торговлей — 450.427 и торговлей скотом и хлебом — 202.016 человек [2]. Если учесть, что значительное количество кустарей-портных, а также наемных работников в торговле подвергались такой же эксплуатации, как и рабочие в других отраслях экономики, то необходимо придти к выводу, что за цифрами царской переписи, несмотря на их общий характер, явственно проступает социальная характеристика русского еврейства того периода: как и у других народов России, большинство еврейского народа составляли трудящиеся.
Тяжелое экономическое положение еврейских масс, запертых в городках и местечках черты оседлости, усугублялось политикой антисемитизма, которую открыто проводило царское правительство, что неминуемо приводило к еврейским погромам; первые из них произошли в 1821, 1859 и 1871 гг. в Одессе, где по данным переписи 1897 года проживало 138.935 евреев. С 1881 г. погромы приобретают постоянный характер и особенно усиливаются в периоды обострения социальных противоречий, а также после поражения революции 1905– 1907 гг. Только за октябрь 1905 г. в России произошло 690 погромов, в том числе 666 — в черте оседлости.
Таковы — в главных чертах — те причины, которые вызвали массовую эмиграцию российских евреев и евреев других стран Восточной Европы в конце ХIХ века. Анализ этих причин дает возможность объяснить, почему основную массу эмигрантов из России и стран Восточной Европы составляли выходцы из неимущих слоев: в эмиграцию их гнали голодное существование в условиях городков и местечек черты оседлости и антисемитская политика властей.
Волна массовой восточноевропейской эмиграции, главным образом, русской, оседала в больших промышленных центрах северо-востока США, в основном, в Нью-Йорке. Промышленное развитие, особенно бурно происходившее в северо-восточных штатах, поглощало новых иммигрантов, превращая их в наемных рабочих. Еврейские социологи подчеркивают как своеобразный момент американской еврейской истории то обстоятельство, что в конце ХIХ века процесс урбанизации не только достиг своего апогея, но перерос в метрополизацию (при этом имеется в виду оседание основной массы новых иммигрантов в главном по значению городе США — Нью-Йорке).
Новые иммигранты коренным образом отличались от уже успевших в известной мере ассимилироваться иммигрантов германского периода. В отличие от последних восточноевропейские иммигранты были бедны и находились на низших ступенях социальной лестницы американского общества. С точки зрения религиозной принадлежности они также не имели ничего общего с прежними иммигрантами, входившими в реформированные конгрегации, и продолжали, как ранее у себя на родине, исповедовать иудаизм в его ортодоксальной форме.
Расселяясь в больших городах США, восточноевропейские иммигранты переносили в американские условия некоторые элементы быта российской черты оседлости, создавая в городских поселениях компактные массы по принципу землячеств. В это время среди новых иммигрантов создаются религиозные общества, положившие начало отдельному ортодоксальному движению. На первых порах это религиозное движение было распылено и строилось на таких же началах землячества, как и городское расселение восточноевропейских иммигрантов. Исследователь еврейской жизни в США М. Девис, говоря об организации иммигрантами ортодоксальных конгрегаций, не без иронии замечает: «Группы иммигрантов, учреждая миниатюры своей старой родины в определенных уголках столицы, собирались вместе в хеброт, рисовали знак и организовывались как конгрегация в изгнании — изгнании из Касриловки» [3].
Однако с ростом количества ортодоксальных синагог и переездом в США части восточноевропейских раввинов, ставших во главе этих синагог, предпринимаются меры для создания центральных раввинских и общинных органов этого направления в американском иудаизме. В 1898 г. организуется «Союз ортодоксальных еврейских конгрегаций», который почти целиком попадает под контроль ортодоксальных элементов из России. По примеру своих коллег из реформированного направления ортодоксальные раввины учреждают в 1902 г. «Союз ортодоксальных раввинов», ставший руководящим органом, подобно реформистской «Центральной конференции американских раввинов» (ЦКАР). Одновременно с этим учреждаются учебные заведения ортодоксального толка: «Теологическая семинария рабби Исаака Элханона» в 1896 г. и «Еврейская теологическая семинария» в 1887 г. (последняя в 1902 г. была реорганизована в высшее учебное заведение по подготовке раввинов). Создание перечисленных организаций и учебных заведений ортодоксального иудаизма в США оформило это направление, ставшее в то время самым многочисленным в американском иудаизме: из 1920 синагог в 1916 г. более половины были ортодоксальными.
Рост ортодоксальных иудейских конгрегаций и укрепление позиций ортодоксального иудаизма в целом привели к снижению влияния реформированного иудаизма. Это направление начало испытывать сильное воздействие ортодоксии и вынуждено было впоследствии во многом отказаться от былого «либерализма». Но и ортодоксальный иудаизм, привезенный в США восточноевропейскими иммигрантами, не мог долго оставаться таким, каким он был в условиях российской черты оседлости. Социолог Прайс, на протяжении многих лет наблюдавший приток в США еврейских иммигрантов из России в 80-х г. ХIХ столетия, описывает те «волшебные» изменения, которые происходили с ними вскоре после прибытия в Америку. Изменения эти сразу же касались внешности, одежды; кроме того, прибывшие евреи, вливаясь в армию наемного труда, во многих случаях оказывались «мехалел-шабесниками» — нарушителями субботы [4].
Еврейская иммиграция начала ХХ столетия, в составе которой, в отличие от первой волны иммигрантов, имелась значительная прослойка интеллигенции, в том числе российской, успевшей уже ощутить на себе влияние идей реформы на родине, вносила в иудейскую религиозную среду элементы брожения и неудовлетворенности состоянием религиозной жизни. Особенно эти настроения стали проявляться в ортодоксальном иудаизме в связи с нараставшим безразличием к религиозной жизни в молодежной среде второй волны восточноевропейских иммигрантов. Не находясь в такой зависимости от религиозных традиций, как их родители, молодежь под влиянием новых условий жизни в промышленных городах Америки стала отворачиваться от иудаизма. Это заставило ортодоксальный иудаизм пойти на некоторые изменения культа; в ортодоксальных синагогах стали появляться хоры, вводится проповедь на английском языке. Не допуская изменений доктринально-богословского характера, ортодоксальные раввины, тем не менее, вводят преподавание некоторых светских дисциплин в своих учебных заведениях.
В целом ортодоксальный иудаизм в США в течение рассматриваемого периода не претерпел кардинальных изменений. Американская действительность внесла лишь частичные и поверхностные (большей частью — культовые) изменения в религиозную практику этого направления, оставив незатронутыми его вероучение и основные обряды.
В наше время реформистские синагоги охватывают своим влиянием 36% почти шестимиллионного еврейского населения США, ортодоксальные же — 15%. В 20– 30-х годах ХХ столетия возникают еще два направления в иудаизме — консервативное и реконструкционистское. Но это уже следующая страница еврейской истории в Америке.
литература
1. Руппин А. Евреи нашего времени. – 1917.
2. Каутский К. Еврейство и раса. – Птб., 1918.
3. Davis M. Jewish Religious Life and Institutions in America (An Historical Study) // The jews: their history, culture and religion. – Vol 1.
4. Прайс А. Русские евреи в Америке. – Спб., 1893.

Институт Иудаики